Форум » Йога » Пратьяхара » Ответить

Пратьяхара

Somananda: ...Наверное, нет более превратно истолковываемого раздела в йоге, чем пратьяхара – причем, берутся судить о предмете абсолютно все, даже те, кто и «Йога-сутр» в русском переводе никогда не читал. На самом деле, тема очень сложна и неоднозначна – как с точки зрения того, что есть пратьяхара в «традиции», так и с точки зрения современной науки. Вопрос усложняется еще и тем, что пратьяхара служит неким «рубиконом», или «пропастью» - между чисто фитнесово-гимнастическими активностями, и, собственно, Йогой, т.е., ее высшими разделами. «Страсти» начинаются еще с самого определения – любой, составивший себе труд «порыться» в и-нете, обречен быть погребенным под лавиной, порой, взаимопротиворечащих трактовок: «Пратьяхара - значит "оттягивание", "отвлечение" (разумеется: чувств от их предметов)» «….санскр. pratyahara - отклонение, уклонение (от конкретного объекта мысли); абстрагирование» «…означает - удаление индрии с объектов материального мира» « …санскр. «отбрасывание, отрешение» — состояние отрешенности от внешнего мира, контроль над чувствами и ощущениями в практиках йоги» …и даже… «… направление в определённое русло…» «Йогирадж Б. Сахаров» пратьяхару определяет как “несвязывание мыслей с объектами их сферы и уравнивание по форме мыслительной субстанции”, кивая при этом на многострадального Патанджали. Переводы соответствующей строки Йога-сутр на русский тоже радуют глаз своим многообразием :) : «Пратьяхара это то, благодаря чему органы чувств не соединяются с их предметами и как бы следуют собственной форме сознания.» пер. П. Градинарова «Пратьяхара есть то, благодаря чему чувства не входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.» ЙС, пер. К. Свенссон «При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение (пратьяхара)» пер. Е.П.Островской и В.И.Рудого свавишая-асампрайоге-читтасья-сварупа-анукара ива-индриянам пратьяхарах (II.54) Дословно здесь написано: При отсутствии связи с объектами, сознание следует своему сущностному состоянию – это, как бы, « втягивание» чувств обратно (это выражение – «втягивание чувств обратно» - максимально соответствует концепции пратьяхары в других Шастрах – обычно, употребляют сравнение с черепахой, втягивающей свои конечности и голову под панцирь). Само слово "pratyAhAra", как и любой санскритский термин, имеет кучу значений, что предоставляет неискушенному "читателю" простор для фантазии :) , но реально все прозаично: "prati" - "назад, против, противоположный", "AhAra" - забирать, получать, возвращать". Т.е., в данном случае, дословно: "возвращение", "забирать назад" - имеются в виду чувства (точнее, сигналы от органов восприятия - индрий). Но вернемся к Йога Шастрам, т.е., древним текстам традиционной Йоги. Даже простое чтение определений пратьяхары в них может достаточно сильно поколебать сложившиеся стереотипы о пратьяхаре, как о просто «глубокой релаксации» или «втыкании». Как мы можем видеть, древние йоги подразумевали под этим словом не только способность к интроверсии и произвольной сенсорной депривации, но и полный контроль над эмоционально-волевой сферой: Амритананда упанишад: (Оставив) звук и другие объекты пяти чувств, а также слишком непостоянный ум, следует мыслить о Свете - это зовут пратьяхарой. Гхеранда самхита, 4: 4.1. Теперь я расскажу тебе о Пратьяхаре (контроль восприятия). Познанием Пратьяхары будут уничтожены такие враги, как похоть и её подобные. 4.2. Как только Читта, которая непостоянна и склонна блуждать,выходит (через”ворота чувств”), ее должно обуздать и привести под контроль Атмана. 4.3. Испытываешь ли ты почести и поношения, слышишь ли звуки приятные или неприятные, отвлеки Читту от этих вещей и приведи её под контроль Атмана (“Я”). 4.4. Воспринимаешь ли ты приятный запах или неприятный – отвлеки (Читту) от этих запахов и приведи под контроль Атмана. 4.5. Заполнено ли твоё восприятие сладким, кислым, горьким или каким-либо иным вкусом – отвлеки его от этих вещей и приведи под контроль своего “Я” (Атмана). Горакаша паддхати: 2.22. Глаза и иные [органы чувств] блуждают среди приличествующих им чувственных предметов. Их отвлечение от них именуют “устранением чувств” (пратьяхара). 2.23. Равно как солнце, достигая третьей стражи суток, так и йогин, доходя до третьей ступени [йоги], должен устранить всякое умственное изменение (викара). 2.24. Как черепаха втягивает свои члены внутрь своего панциря, так и йогин должен устранять чувства внутрь себя. 2.25. Признавая во всем, что бы он не слышал ушами, приятном либо неприятном, само Я – знаток йоги устраняет [свой слух]. 2.26. Признавая во всем, что бы он не обонял носом, пахучем либо вонючем , само Я – знаток йоги устраняет [свое обоняние]. 2.27. Признавая во всем, что бы он не усматривал глазами, чистом либо нечистом, само Я – знаток йоги устраняет [свое зрение]. 2.28. Признавая во всем, что бы он не ощущал кожей, осязаемом либо неосязаемом, само Я – знаток йоги устраняет [свое осязание]. 2.29. Признавая во всем, что бы он не пробовал языком, соленом либо несоленом, само Я – знаток йоги устраняет [свой вкус]. 2.30. Солнце устраняет ливень, вызываемый лунным нектаром (амрита). Устранение сего [ливня] именуется “устранением чувств”. Йога таттва упанишад 68. Эту задержку дыхания нужно выполнять один раз в день. Оно известно как отрыв чувств от предметов чувственного мира 69. когда йогин выполнил задержку гхата – это называется пратьяхара. Что бы он ни увидел глазами – он видит это как Атман, 70. что бы он ни услышал ушами – он слышит это как Атман, что бы он ни обонял носом – он обоняет это как Атман, 71. какой бы вкус ни ощутил он языком – он ощущает это как Атман. чего бы он ни коснулся кожей – он осязает это как Атман. Шандилья упанишад,70: Затем идёт пратьяхара, которая бывает пяти видов. Она заключается в отстранении органов чувств от соответствующих объектов. Видеть во всём наблюдаемом Атман – это пратьяхара. Непривязанность к плодам повседневных действий – это пратьяхара. Отстранённость от всех объектов чувств – это пратьяхара. Дхарана, выполняемая в восемнадцати важных местах (упомянутых ниже) – это пратьяхара. Её следует выполнять в стопах, пальцах ног, лодыжках, икрах ног, коленях, бёдрах, анусе, пенисе, пупке, сердце, горле, нёбе, носе, глазах, между бровями, лбе и голове, делая это по порядку вверх и вниз. Даттатрейя йога шастра: 71 …Совершенно необходимо практиковать кевала-кумбхака-пранаяму раз в день. 72. Этой практикой йог достигает пратьяхары, в которой, выполняя кевала-кумбхаку, йог совершенным образом отстраняет органы чувств от соответствующих им объектов, и это называется пратьяхарой. 73. В практике пратьяхары йог должен осознавать, что всё то, что он видит, слышит, обоняет, различает на вкус и осязает посредством своих органов чувств, то есть глаз, ушей, носа, языка или кожи, - всё это только Всевышний. Подобным образом йогу следует осознавать все объекты органов чувств [пребывающими] только в Атмане (высшем Я). Пребывая в совершенной осознанности, посредством практики пратьяхары йог должен прилагать усилия (ятна) к поддержанию этого обращённого внутрь состояния органов чувств три часа (яма-матра) ежедневно (пратидинам). Йога упадеша: 20. Искатель, который заинтересован в практике Пратьяхара, "самоуглубления", должен подчинить чувства звука, осязания, зрения, вкуса и обоняния, и привести их под контроль, чтобы следовать велению успокоенного сердца. 21. Чувства подчиняются таким способом в совершенстве, независимо от того, насколько они бурны и неугомонны. Тот же, кто не способен подчинить и контролировать свои чувства – не способен практиковать Йогу. 22. Овладев контролем над дыханием посредством практики Пранаямы и подчинив чувства практикой Пратьяхара, искатель должен концентрировать свой ум на высшей Сущности. Интересно, что речь, как я уже писал, идет не только и не столько о спонтанной или произвольной депривации, сколько о внутренней "переоценке" сигналов, поступающих от органов восприятия, т.е. нельзя сказать, что такой йогин "ничего не видит, ничего не слышит и ничего не чувствует" - скорее, он смещает точку внимания с внешних объектов на внутреннее,а потом на свидетельствование существования себя самого, как субъекта. При этом он остается в полном сознании, и в любую секунду может произвольно выйти из "самопогружения". Подчеркивается важность переживания любых ощущений и впечатлений, как происходящих исключительно в собственном сознании. Практически, во всех текстах, подчеркивается неразрывная связь пратьяхары со "смежными" разделами - дхараной (классическая пратьяхара по Яджнявалкье наступает вследствие последовательной концентрации на 12-18 мармах в теле) и пранямой (в данном случае - не конкретными техниками, а кевала-кумбхакой, т.е. "апноэ", возникающей, как результат гипер- или гипо-вентиляции).

Ответов - 2

Somananda: Теперь давайте попробуем привязать традицию к современности :) Согласно индийской традиции, существуют четыре основных состояния сознания: джагратам (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (сон без сновидений) и турия - т.н. "четвертое состояние", за пределами трех предыдущих. Как видим, это, практически, соответствует представлениям современной психологии и нейрофизиологии. Давайте обратимся к первоисточнику (Шива-сутры) и попробуем интерпретировать и комментировать. Я бы предложил такой вариант: Состояние "джагратам" соответствует бодрствованию в современном смысле слова – с «нормальной» энцефалограммой. GYAnaM jAgrat.h . (ШС 1-Cool «Бодрствование – это состояние «сознания» Состояние "свапна" соответствует сну БДГ (с быстрыми движениями глаз) - ближе к состоянию бодрствования, бета- и альфа-ритм. svapno vikalpAH . (ШС 1-9) «сон – иллюзорные образы». Состояние "сушупти" соответствует сну НБДГ (без быстрых движений глаз), с преобладанием тета-, а потом дельта-ритма aviveko mAyAsaushhuptam.h . (ШС 1-10) «Сушупти - обманчивое состояние «неразличения » Состояние "турия" - или "медитативное состояние" - альфа- и тета-волны (альфа-ритм доминирует). jAgratsvapnasushhuptabhede turyAbhogasaMbhavaH . (ШС 1-7) (Даже в) бодрствовании, в сновидении и глубоком сне – Блаженство Турия Интересно, что при гипнотическом сне, как утверждают, альфа-ритм исчезает (в отличие от медитации), бета-ритм – практически, тоже, а вот тета и дельта – нарастают. Таким образом, получается, гипнотическое состояние и медитативное – принципиально разные. В том или ином психологическом состоянии набор ритмов, составляющих электроэнцефалограмму, меняется. При активации (психическом напряжении, решении задач, работа) происходит усиление высокочастотных ритмов, а при достижения покоя (сне) — низкочастотных. В частности, при достижении состояния гипнотического сна исчезает альфа–ритм, снижается частота и амплитуда бета–ритма, нарастают дельта— и тета–ритмы, а в состоянии дза–дзен резко возрастает альфа–ритм и происходит синхронизация ритма 2–й половины. При альфа–ритме со значением 10,5 гц достигается глубокая релаксация. Отмечено также, что ритмы мозга гипнолога и испытуемого, подвергающегося воздействию гипноза, синхронизируются. Низкий бета–ритм (15 гц) свидетельствует о нормальном состоянии бодрствования, высокий бета–ритм (30 гц) — о наркотическом опьянении, низкий тэта–ритм (4 гц) — о глубоком сне, а более высокий (7 гц) — о медитативном „путешествии вне тела“. Словарь психолога. Авторы — сотрудники Психологического института им. Л.Г. Щукиной — зам. директора, проректор Московского государственного психолого–педагогического института РАО Мульдаров Валентин Карумович и старший научный сотрудник Кондаков Игорь Михайлович. По физиологической глубине с помощью ЭЭГ выделяют в гипнозе пять последовательных фаз. 1. Фаза уравнивания альфа-ритма (соответствует легкому гипнозу), которая состоит из периода повышения потенциалов мозга по сравнению с фоном и периода понижения; в это время происходит уравнивание амплитуды альфа-волн и исчезновение модуляций альфа-ритма. 2. Фаза альфа-веретен – вспышки альфа-волн (соответствует среднему гипнозу). 3. Фаза минимальной электрической активности, резкое ослабление альфа- и бета- ритмов, уплощение кривой биотоков, появление ритма 16–24 Гц, иногда – единичных тета-волн (соответствует переходу в глубокий гипноз). 4. Фаза тета-ритма, то есть появление тета-волн с частотой 4–7 Гц (соответствует глубокому гипнозу). 5. Фаза смешанных ритмов – разночастотные колебания (соответствует снижению глубины гипноза). Дальнейшее углубление гипноза ведет к утрате раппорта с загипнотизированным и возникновению обычного сна, что характеризуется появлением на ЭЭГ веретен 14–16 Гц и дельта-волн (1–3 Гц), то есть исчезает «сторожевой» очаг и наступает разлитое сонное торможение. Кракор, Рожнов, Слободяник.

Smith: Из моего опыта люди в мире любят играть в онлайн-казино. Я рекомендую вам посетить онлайн казино https://casinoeldorado.biz/ casino Eldorado, чтобы получить лучший опыт в азартных играх.Если вы хотите бросить работу и зарабатывать на жизнь игрой в казино - это ваш лучший выбор!



полная версия страницы