Форум » Традиция и "традиции" » Принцип Преемственности » Ответить

Принцип Преемственности

Amina: Преемственность, как философское понятие - связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания. Сущностной характеристикой этой связи выступает сохранение тех или иных элементов (качеств) целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы. При переходе из одного состояния в другое, система, как единое целое, может приобретать различные формы, не утрачивая, так называемой, функциональной природы. Исконная функция системы, природное качество, имманентно присущая сила, смысл ее существования - инвариантные компоненты преобразований, но есть и вариативные. Такие себе побочные эффекты. Духовная Традиция, как система знания об отношениях Бога, человека и мира в целом, также опирается на принцип преемственности. Предназначенная сохранять истинное знание о тех или иных связях и зависимостях которые существуют в Абсолютной Реальности, она, имхо, является своеобразной школой жизни. И так же как, в каждому из нас известной, школе, в ней есть содержание, методы и формы обучения - базовые компоненты. Каждый из них претерпевает изменения, но отсутствие одного из них делает невозможной существование Школы в принципе. Также как их функциональное единство, однозначно порождает (запускает) процес образования ... и в этой точке, назовем ее т. Неограниченных возможностей развития, возникает объективная необходимость определится с: 1. Учебным планом (перечень необходимой информации для постижения сути) 2. Эффективной технологией (Пути постижения сути) 3. Организацией, управлением инициированным процессом, его контролем и оцениванием. Образовательный процесс был, есть и, имхо, вечен. Это неотъемлемая часть самой жизни, ведущая роль в которой дана человеку - призванному организовывать, управлять, контролировать и оценивать этот непрерывный процесс благодаря наличию у него такого качества, как Сознание. Точнее было бы сказать самосознание, но, имхо, это "само" и есть Единой и Единственной причиной, механизмом и ... следствием Жизни в целом. На мой взгляд, непрерывность процесса образования человечества Человеком, уместно сравнить с жизнью дерева. Появление ростка - разрушает семя, образование ствола - разрушает росток, появление цветка - преображает видимый образ дерева, образование завязи - убивает цветок, но сохраняет возможность существования всего дерева. Завязь это уже необходимое условие продолжения его, но не достаточное для сохранения всех качеств и свойств рода - только плод. Завязь хранит потенциал, необходимый для жизни, но полнота его реализации зависит от зрелости и здоровья плода. Принципы последовательности и преемственности логично включены в сам процесс развития жизни. Первый хранит содержание, второй - предназначение. Е.А.Кротков, на мой взгляд, сущностно определяет внутренний механизм осуществления принципа преемственности: "Принцип преемственности выражает идею конструктивного отрицания. Суть реализации этого принципа в том, чтобы предшествующее развивалось, обогащалось, "сбывалось" в последующем". Этот принцип негласно утверждает существования Времени, в форме предшествующего и последующего. Пока есть Время, есть изменение, движение - есть и сам принцип. Духовная Традиция не исключение. Связь между ступенями развития духовного знания человечества, цивилизации, как системы, непрерывна и негласно утверждает, а точнее отражает, характеристики каждого времени. Современность называют временем научно-технического прогресса. Имхо, НТР (научно-техническую революцию) мы уже преступили, но некоторые ее плоды и открытия по сей день удерживают в напряжении. Сама Традиция, точнее ее форма организации, претерпевает видоизменения переживая этап своеобразного разрушения. Но, имхо, как бы не был сладок плод, сохранится только семя. И на мой взгляд, именно вопрос "Что есть это семя?", какие же истинные ценности призвана оберегать Традиция, одни из наиболее актуальных.

Ответов - 3

IAU: Amina пишет: Е.А.Кротков, на мой взгляд, сущностно определяет внутренний механизм осуществления принципа преемственности: "Принцип преемственности выражает идею конструктивного отрицания. Суть реализации этого принципа в том, чтобы предшествующее развивалось, обогащалось, "сбывалось" в последующем". Этот принцип негласно утверждает существования Времени, в форме предшествующего и последующего. Пока есть Время, есть изменение, движение - есть и сам принцип. Очень существенное замечание. К сожалению, во многих традициях превалирует принцип априорной "непогрешимости" прямой "линии преемственности" - в индийских и буддийских традициях - парампара, сампрадайя, суфийских - силсила, тарикат, в христианстве - "апостольская преемственность", и т.д - включая боевые искусства, чайную церемонию и др. Периодически, этот принцип норовит стать "паразитирующим", когда понятие подменяет суть - и на первое место в понимании "преемственности" выступает не реальное духовное преемствование, а формальная "передача полномочий". Это и приводит к вырождению и профанации, а все традиции, где это сработала, стали имитирующими, утеряв принцип изменчивости и адаптивности, превратились в "живые реликты". К сожалению, этот процесс не обошел стороной СНГ - и все традиции, распространенные здесь, несут отпечаток этого явления. Особенно ярко это проявилось во всех традициях индийского происхождения, начиная с вайшнавов-кришнаитов... Бесконечные споры по поводу парампар, сампрадай и права премственности, фактически, подменили в этих структурах нормальную деятельность - о каком развитии, в таком случае, может идти речь? Соответственно, и то, что функционирует, в полной мере подвержено"эффекту ксерокса" - когда каждая последующая копия - на порядок хуже предыдущей, и так до полного искажения исходного...

Amina: На мой взгляд, ситуации в современных Традициях и в государственном образовании очень похожи. А зная вторую (систему ВУЗов) изнутри, смею предположить, что "эффект ксерокса", закладывается уже в младшей школе. Объективно существующий разрыв в знании Учителя и ученика, психологические характеристики возраста (6-10лет) и т.д., становятся своеобразным "искушением" для преподавателя "самовыразиться". Имхо, отыграться за "счастливое детство". Так и стирается, методом копирования, внешних атрибутов и внутренних субъективных убеждений, "надличностный" стержень.

IAU: В тему: "...если нынешнее поколение передаст свои ошибки грядущим поколениям, боевые искусства ждет ужасное будущее!" Ян Чэнфу (внук Ян Лучаня, основател Тацзи стиля Ян)




полная версия страницы