Форум » Традиция и "традиции" » Все религии - это не "одно и то же" » Ответить

Все религии - это не "одно и то же"

IAU: «Hinduism today», July/August/September, 2005 Источник оригинала: http://www.hinduism-today.com/archives/2005/7-9/36-49_universal.shtml Проблема индуистского универсализма, критика радикального универсализма Фрэнк Гаэтано Моралес, д-р философии (Дхарма Правартака) Не является никоим преувеличением сказать, что древняя религия индуизм являлась одной из наименее понятых традиций в истории мировых религий. Заметное количество стереотипов, неверных концепций и совершенно ложных представлений о том, чему учит индуизм, также как о педантично исполняемых практиках и поведении, что он требует от своих приверженцев, превышают аналогичные касательно любой другой известной религии. Отбрасывая, прочь более явно гротескные крипто-колониалистские карикатуры: поклонение коровам, кастовое господство и сати, даже многие из самых фундаментальных теологических и философских оснований индуизма часто остаются необъяснимой тайной для широкой публики и мнимых исследователей индуизма. В большей степени, однако, вызывает беспокойство факт, что многие дикие неверные концепции касательно верований индуизма доминируют даже среди множества образованных духовных учителей, гуру и свами, которые претендуют на то, чтобы быть религиозными лидерами в наши дни. Из многих распространенных особых концепций, ошибочно приписываемых индуистской теологии, это идея, что индуизм якобы учит, что все религии равны, что все религии это то же самое, с одними и теми е целями, опытно осязаемым состоянием спасения и объектом высшей преданности. Настолько часто это утверждение безумно повторялось многими от обычного родителя-индуиста до самого последнего свамиджи, пребывающего на берег Америки и стремящегося обрести много последователей – что это сейчас искусственно превратилось в в мнимый краеугольный камень современных индуистских учений. Многие индуисты сегодня полностью убеждены, что индуизм действительно учит этому. Несмотря на ее широко распространенное и повсеместное повторение, действительно ли индуизм учит идее, что все религии это то же самое? Даже поверхностное изучение долгой истории индуистской философской мысли, так же как и объективный анализ глубинного политического подтекста такого предположения делает это совершенно явным, что индуизм никогда не поддерживал такой идеи. Доктрина, которую я называю «радикальным универсализмом», заявляет, что все религии это то же самое. Это догматическое утверждение имеет тень недавнее происхождение и оно стало одной из самых вредоносных неверных концепций за последние 150 или около того лет. Именно эта доктрина прямо ведет к самоубийственному философскому релятивизму, что, в свою очередь, ослабило коренные основы индуизма. Доктрина радикального универсализма сделала индуистскую философию выглядящей инфантильно в глазах неиндуистов, привела к внутреннему состоянию внутренних метаний, смущения и стыда в умах очень многих представителей индуистской молодежи, и открыла индуистское сообществ для того, чтобы оно становилось все в большей степени жертвой ревностных проповедников других религий. Радикальный универсализм это возможно самая важная проблема, с которой глобальное индуистское сообщество сталкивается сегодня. Что же делать ребенку? Индуистским родителям в Индии дается огромный кредит. Ежедневные вызовы, с которыми они сталкиваются в стремлении сохранить у их детей приверженность индуизму, огромны и хорошо известны. Индуистские родители прилагают все силы, чтобы соблюсти верность религии их предков, часто сами имея небольшое представление о религии, другое, чем то, что было передано им, в свою очередь, их предками. Очень многие представители индуистской молодежи в Индии, с другой стороны, находят для себя непривлекательной религию, которую мало понимают и уважают большинство из окружающих – как индуисты, так и неиндуисты. современная индуистская молодежь требует (и заслуживает этого) убедительных философских объяснений, чему действительно учит индуизм, и почему надо оставаться индуистом, а не принимать любую другую религиозную альтернативу из тех, которые они видят вокруг себя. Храмовые жрецы часто слабо подготовлены для того, чтобы дать тем смышленым представителям индуистской молодежи ответы на вопросы, которые они искренне ищут, мать и отец обычно еще меньше знают, чем храмовые пджари. Так что же делать ребенку-индуисту? Когда я путешествую по стране, выступая с лекциями по индуистской философии и духовности, я часто сталкиваюсь с повторяющимся сценарием. Родители-индуисты подходят ко мне после того, как я заканчиваю лекцию, и робко просят совета. Часто повторяющаяся история бывает часто подобно этой. «Мы воспитывали нашу дочь (или сына) быть хорошим индуистом. Мы брали ее в храм на важные праздники. Мы даже посылали ее в индуистский лагерь на уик-энд, когда ей было 13. Сейчас же в возрасте 23 лет наш ребенок оставил индуизм и обратился в (заполнить пустое место) религию. Когда мы спрашиваем как она могла оставить религию ее семьи, ответ, который она бросает нам в лицо, следующий: «Мама/папа, вы всегда учили меня, что все религии это то же самое, и что не имеет на самом деле значения, как человек поклоняется Богу. Так что разве что имеет значение, если я последовала вашему совету и обратилась в другую веру?» На многих из вас, читающих эту статью, вероятно подобным же образом пытались повлиять родители, выражая ту же самую дилемму. Печальная правда касательно этого сценария это то, что ребенок, конечно, совершенно прав в своем убеждении, что он лишь следует логическому заключению из мантры, часто повторяемой его родителями, что все религии это то же самое. Если все религии это точно то же самое, и если мы все точно также закончим в том же самом месте в конце в любом случае, то имеет ли это в действительности значение, какой религии мы следуем? Индуистские родители сожалеют, когда их дети принимают другие религии, не понимая, что именно эта прочная догма радикального универсализма, а не некий врожденный изъян самого индуизма, что оттолкнул их детей прочь. Я утверждаю, что самих родителей не следует порицать за передачу этой не-индуистской идеи их детям. Вернее, большую часть порицания следует адресовать стопам современных плохо подготовленных учителей и лидеров, хранителей аутентичных учений дхармы. В современном индуизме, мы слышим это из многочисленных источников, это утверждение, что все религии равны. К несчастью, самым вредоносным источником этого заблуждения являются никто иной как многие плохо информированные духовные лидеры самого индуистского сообщества. Я был на бесчисленных правачанах (лекциях), например, где гуруджи сообщает своей аудитории следующую метафору, которую я называю метафорой горы. «Истина (или Бог, или Брахман) лежит на вершине тень высокой горы. Есть многочисленные различные пути, чтобы достичь вершин этой горы, и таким образом достичь высшей цели. Некоторые из этих путей длиннее, некоторые короче. Сам путь, однако, не имеет значения. Единственная важная истина, что все искатели достигают вершины горы». В то время как это простая метафора на первый взгляд может показаться убедительной, она упускает из виду очень важное элементарное предположение: она делает необоснованным утверждение, что каждый желает достичь вершины той же самой горы. Как мы скоро увидим, не каждая религия разделяет ту же самую цепь и ту же самую концепцию Абсолюта (в самом деле, и даже веру в то, что есть абсролют), или те же самые средства к достижению их соответств

Ответов - 3

vlad_eva: Очень интересный пост. Спасибо, IAU. :)

vlad_eva: Вопрос к IAU. Можно ли говорить об отличиях в религиях лишь, как о различиях реклам туристических компаний о цели путешествия и о схожести состояний сознаний осиливших любую их этих троп? И если состояния сознаний являются схожими, то ни есть ли религии лишь методы достижения этого качественного уровня сознания? И если снова да, то как следствие, ни есть ли они суть одно? Спасибо.

IAU: Обратите внимание на то, что статья написана не аутентичным хинду, а тоже "обращенным" Таким образом - как апологетика, так и критика нео-индуизма исходят, в основном, от... "нео-индуистов" Господин "посвященный жрец-вайшнав" должен был бы знать, что, например, во Вриндаване кастовый вайшнав-госвами не стал бы даже есть с ним в одном помещении, чтоб не оскорблять священный прасад присутствием "млеччхи"... При всем этом, традиционная Дхарма (не умозрительная "хинду-дхарма" - такой нет), а то, что называют Сатья Санатана Дхарма - реально существует, как Единый Закон всех времен и народов, и нет ей дела до конфессий, их различий и тождества... Можно, и нужно, говорить о том, что есть только одна Высшая Реальность - так же, как есть только одно небо, и только одно Солнце - на всех, вне зависимости от национальной, конфессиональной и кастовой принадлежности. Безусловно, состояния единства с этой Высшей Реальностью имеют одну природу, и качество этих состояний - одно, хотя "вкусы", т.е., субъективное восприятие этих состояний, могут различаться, т.к. переживание - это уже глубоко личное и личностное. ИМХО, разница сохраняется до тех пор, пока существует личность практикующего. Как только она "стирается", или "поглощается" Высшей Реальностью, и наступает состояние истинной саюджьи, или самарасьи - стираются и различия - тому множество примеров - от древних шаманов, до нынешних святых. В Боге все едины и все едино...




полная версия страницы