Форум » Традиция и "традиции" » Сектантские формы мышления и социальные организации. » Ответить

Сектантские формы мышления и социальные организации.

Amina: Проблема распространения сектантских форм мышления и увеличения количества сект в современном мире, напрямую связана с утратой ценностных ориентиров и разочарованием людей в эффективности существующих религиозных, общественных и государственных структурах. Среди основных характеристик сектантского мышления выделяют: Биполярного видения мира:черное и белое, спасенное и осужденное, добро и зло, а всех людей – на «своих» (членов секты) и «внешних» (обреченных на погибель). «В их мире нет места для полутонов. Лица и движения воспринимают себя в “белой, спасенной, доброй” категории.» (Засыпкина Н.) Сектантство — «двойственно, оно религиозно революционно и реакционно, обращено вперед и назад, динамично и статично, мистично и моралистично, стихийно и рассудочно». (Бердяев Н) Смешение частного с всеобщим, временного с вечным. «Сектантское мышление отличается удивительной узостью – недаром в сектах не поощряется какое-либо «внешнее» образование. Люди с таким мышлением крайне опасны; нормальному человеку трудно даже представить их психологию – их мысли вращаются вокруг четко определенного и крайне ограниченного набора понятий.» (Дворкин А.) «…«личное вдохновение» и «личная праведность» выступают основой сектантства, пребывающего исключительно в настоящем, в наличной действительности » (Соловьев ) Строгое разграничение сферы жизни человеческой и «космической».«Секты рационалистического уклона отрицают благодать и приходят к религии морального закона. Сектанты почти не чувствуют Церкви не только во внешнем смысле, но и в космическом смысле. Всякое сектантство противоположно универсальному духу. Погруженность в себя, поглощенность одним делает невозможным контакт с миром». (Бердяев Н.) Отсутствие критического мышления, идеализация атрибутов организации. «"Последний оплот истины". На этой схеме строится сектантское мышление. Большинство - это стадо, оно слепо, зрячих немного, их малочисленность как раз подтверждает истинность исповедуемых ими символов» (журнал «НЛП-практик») «Ему свойственно зашоренность сознания, ощущение исключительности своей группы, чувство собственной безгрешности в силу одного лишь своего статуса представителя такой-то религии» (Д. Соколов-Митрич) Невротическая потребность в связях: другие люди, семья, община и «высшая сила» и т.п. Приччастность к сообществам людей является одной из базовых потребностей человека. Но тяготение к сектантским организациям, отражает противоречивуюю внутри-личностную позицию: потребность в сильном лидере и утрата внутренней целостности, низкий уровень самосознания и страх ответственности. По мнению профессора Дворкина, в сектах существует приблизительно три уровня членства: Во-первых, внутренний круг – профессиональные «сектоводы», т.е., собственно, та часть секты, которая лично заинтересована в ее развитии, которая живет за счет остальных членов секты и руководит ее деятельностью. Эти люди находятся не только в штаб-квартирах религиозной организации; их присутствие требуется в любом месте, где появляется ответвление секты. Основное тут - личная финансовая заинтересованность и стремление к власти. Второй уровень членства в секте – это те, кто все свое время отдает ей, кто полностью подчинен организации, ничего с этого не имея. У этих людей сильно повреждена психика, и процесс их реабилитации очень длителен и сложен. В секте это своего рода отборные полки – собственно, это и есть сектанты в полном смысле слова. Для управления ими уже фактически не требуется прикладывать усилия: он готовы исполнить абсолютно все «сектоводам».ах, т.к. секты как правило очень сурово расправляются с отступниками. Третий уровень - это те люди, которые уже заинтересовались сектой, именно из этой массы формируются «люди с промытыми мозгами». Эти жертвы сект еще вполне могут быть остановлены, предупреждены об опасности – просветительская деятельность: показать какие методы используют руководители сект и как с ними бороться. Методы организации сект, в основном, опираются на социально-психологические механизмы формирования общностей: Методы вовлечения: • прямая дезинформация вербуемого. При этом следует четко осознавать, что никаких этических проблем для вербовщиков просто не существует: они глубоко убеждены, что, затягивая в секту, спасают этого человека, и ради такой цели можно идти на что угодно. Основатель «Церкви Объединения» Мун назвал этот прием «небесным обманом». Псевдохристианская секта «Семья» практиковала «пастырство флиртующей рыбки» - проституцию как метод вербовки. • «Нога в двери» Там предлагается ответить на огромный перечень вопросов, в том числе и весьма личных. Людям, заполнившим тест, специалисты-сайентологи тут же ясно покажут, что вы имеете проблемы в сфере общения, и предложат вам за умеренную плату пройти специальные курсы. • «эффект игрока» - вот еще немного, и обрету долгожданное «просветление». • вовлечение людей в какую-либо внешне совершенно нейтральную деятельность, чаще всего – организация «просветительских» кружков, клубов восточных единоборств. Это излюбленный метод сект йогического толка и вообще связанных с «восточной духовностью». • использование своего имиджа и представительности. Когда на предприятие, находящееся не в лучшем состоянии, приходит весьма солидный джентльмен, называет себя представителем «всемирно известного Хаббард-колледжа», утверждает, что услугами его корпорации пользуются всемирно известные компании и демонстрирует шикарную полиграфическую продукцию – это производит сильнейшее впечатление. • В так называемые коммерческие культы, в которых отсутствует собственно религиозное учение, а сакрализируется сама коммерческая деятельность, люди завлекаются стремлением легко разбогатеть, заработать много денег. • Секты часто прибегают непосредственно к политической рекламе: рекламное время на телевидении, внедренных в государственные органы и в систему образования «своих людей». Методы поддержания: • «Бомбардировка любовью» Заключается данный метод в следующем: новичка окружают радостно улыбающиеся люди, которые с огромным интересом слушают все, что бы он ни сказал. Они обращаются с ним как с братом, всячески демонстрируют, как он им интересен, просят показать, что он умеет, и любые его действия воспринимают с «неподдельным» восхищением - «Объект» буквально не вылезает из секты, у него возникает, без преувеличения, наркотическая зависимость общения с новыми «друзьями». • И тут, по прошествии некоторого периода, наступает самое главное: новичок задал какой-нибудь «неудобный» вопрос, отказался выполнить какое-либо поручение, подверг сомнению высказывание наставника – и отношение к нему моментально меняется. Его «лучшие друзья» держатся с ним подчеркнуто холодно, постоянно ссылаются на недостаток времени и т.п. Человек в этой ситуации думает только об одном: как вернуть расположение своих друзей (заметим, он шокирован разительностью перемены отношения к нему). Ради этого он готов отбросить все свои вопросы, выполнить любое возложенное на него поручение… (Негативное подкрепление (С)) • Изоляция. Социальное групповое давление. Людям разрешается читать только сектантскую литературу, общаться с «внешними» только при вербовке. Тут явно эксплуатируется присущее нам от природы чувство принадлежности к социуму: при жесткой изоляции и мощном давлении у человека меняются ориентиры, меняются взгляды, им очень легко манипулировать. У человека возникает мощнейшая, невиданная вне сект политическая идентичность со своей in-группой. Мышление такого человека прекрасно отражено в четверостишии одного поэта сталинского периода: Оглянешься – вокруг враги; Руки протянешь – и нет друзей… Но если он скажет: солги! – солги. Но если он скажет: убей! – убей. • Сектантский язык С помощью этого метода добиваются полного контроля над сознанием своих подопечных. Здесь используется сложная система ассоциаций. Например, в «Церкви Объединения» Муна проявление малейших сомнений в непогрешимости лидера называется «синдром Каина и Авеля». Действует это очень хорошо: мало кто захочет считать себя первоубийцей Каином. Чтобы изменить ценностные установки адептов, лидеры сект часто вкладывают привычные слова совершенно иной смысл. Это называется «загруженный термин». Так, в «церкви Христа» слово «традиционный» имеет резко негативное значение. «Под словом «этика» подразумевается тотальная слежка и доносительство». «Опекунское управление» занимается гипнотическими и карательными функциями, «честная игра» предполагает бесчеловечные действия против оппонента без каких-либо нравственных или юридических ограничений, тайная беззаконная шпионская операция носит название «Белоснежка»… «Насколько изощренной должна показаться психика человека, додумавшегося до такого смешения понятий…» (Хаббард Р.) • Отсутствие всего личного В подавляющем большинстве случаев сектант должен продать все, что имеет, и отдать деньги организации. Человек не имеет права на личную жизнь. В московской «Церкви Христа», например, отводятся специальные дни для свиданий – разумеется, «свидания» происходят под наблюдением наставников… Так люди, живя в демократическом обществе, позволяют заключить себя в настоящий концлагерь. Человек, все отдавший секте, готов снести очень многое. Своих интересов у него нет – они заменены интересами секты. Здесь налицо полное манипулирование человеческим сознанием. Никакого «управления мотивацией» тут просто не требуется. • Усталость В сектах люди подвергаются очень тяжелым физическим нагрузкам, они мало спят и мало едят (а то и вообще голодают). Человек, который валится с ног от усталости, просто не может как следует подумать над своим положением, и уж тем более – принять решение покинуть секту. • Вина Человеку постоянно внушается, что он – страшный грешник (разумеется, это делается не на первых стадиях). В конце концов такой человек действительно чувствует себя очень виноватым (даже не осознавая, в чем именно), и, чтобы хоть как-то искупить свою мнимую вину, готов сделать все, что ему прикажут. • Страх Это очень мощный фактор, удерживающий человека в секте. Особенно это касается сатанистских сект. Боясь кары за отступничество, особенно опасаясь за жизни своих близких, человек, даже осознав свое подлинное положение, не покидает секту. Руководители сект это отлично понимают и много времени уделяют описаниям весьма натуралистичных адских мучений и страшной участи отступников. • Эффект «сожженных мостов» Здесь мы имеем дело с очень тонким психологическим приемом. Во многих сектах во время инициации от посвящаемого требуется совершить какой-нибудь поступок, совершенно неприемлемый с точки зрения нормальных людей. Так, в секте «Богородичный центр» существует чин отречения от матери, в ходе которого от адепта часто требуется ударить родную мать по лицу или плюнуть на ее могилу. Совершая такого рода поступок, человек интуитивно чувствует, что перешел невидимую грань и назад ему дороги нет. Такие остаются в секте до конца или кончают с собой. Ни одна организация, в том числе и секта, не может существовать в вакууме. Так или иначе, ей приходится взаимодействовать с окружающей средой, которая отнюдь не всегда является благоприятной. На внешний мир лидеры сект смотрят с двух позиций: как на источник «сырья», т.е. будущих адептов, и, с другой стороны – как на источник проблем, т.е. структуру, с законами которой секте так или иначе приходится считаться. Поэтому и воздействие на внешний мир идет по двум основным направлениям: воздействие на общественное мнение и воздействие, на государственный органы. Объект воздействия, т.е. внешний мир – весьма неоднороден, но для рядовых сектантов он весь представляется враждебным и обреченным. Однако руководители сект понимают его неоднородность, и, в первую очередь, стремятся выделить тех, кто может представлять для секты угрозу. В сайентологии такие люди называются Подавляющие Личности (ПЛ), и мы уже видели, что против них разрешены любые средства. По материалам click here

Ответов - 9

Yamashita: Да, интересная тема. Завтра она будет обсуждаться на семинаре Московского Религиоведческого общества http://www.air-msu.ru/ докладчик Андрей Кондратьев "Психотехники русских мистических сект" Если получится, то доберусь

Marjari: Yamashita пишет: Завтра она будет обсуждаться на семинаре Московского Религиоведческого общества о, это очень интересно! если доберетесь - прошу Вас поделиться впечатлениями

Amina: Спасибо за информацию , а если доберетесь, может расскажите? Мне бы очень хотелось с уверенностью сказать что РПЦ "чиста" в своих методах антисектантской пропаганды, но... Слишком уж часто, как на мой взгляд, в аналитических обзорах деятельности сектантских организаций, представители православия употребляют те же психолингвистические приемы, что и их оппоненты. Затем он кланяется, падает на колени или простирается ниц перед учителем или его фотографией и поклоняется ему (ей). тремя сантиметрами выше прямой кишки и тремя сантиметрами ниже гениталий, находится прекрасный треугольник, в котором лежит кундалини шакти, или сила змеи. Что кундалини представляет собой на самом деле, не знает никто, но считается, что она красного и белого цвета. По словам Ошо, Иисус учил, что путь к спасению лежит через секс. Действительность всего одна, рассуждает Ошо, но наша фундаментальная проблема заключается в том, что мы воспринимаем ее дуалистически. Высшее проявление этого - половое различие. В каждом мы видим либо мужчину, либо женщину. Мы осознаем единство только перешагнув через этот дуализм. Иисус учил, что путь в царство Божие лежит через новое рождение, и мы переживаем это новое рождение, когда двое "становятся одной плотью". По словам Ошо, "когда мужчина и женщина соединяются воедино… тогда вы войдете в царство". Осознание происходит тогда, когда нам удается изменить свое сознание и достичь того, что называется высшим уровнем сознания. Но как это сделать? Управляешь своей нервной системой, поскольку сознание зависит от нее. На протяжении прошедших тысячелетий был разработан целый ряд способов воздействия на нервную систему человека с целью изменения его сознания. Эти методы объединены под общим названием "йога" По материалам Сектовед.ру. "При этом следует четко осознавать, что никаких этических проблем для вербовщиков просто не существует: они глубоко убеждены, что, затягивая в секту, спасают этого человека, и ради такой цели можно идти на что угодно." ... в частности, извращение смысла учений "не правоверных" и шутливый тон перефразирования.


IAU: Согласно далеко не самому лояльному российскому законодательству, ...основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. И не более того. Что же касается "признаков сектантства", то, та же РПЦ попадает под все эти признаки, многократно ею же и приводимые - как-то: наличие внутренней иерархии, особой "жреческой касты" (священников", чествование "иерархов", фактическое "обожествление" своих "святых"("канонизация") и поклонение им, особый язык литургии, известный только "посвященным" ("церковно-славянский"),жертвенные сборы и имущественные взносы - "десятина", "добровольные пожертвования", признание собственного превосходства над всеми другими людьми и религиями - "вне Церкви нет спасения", "мы спасемся, а все будут гореть в Геенне...", "вербовка" членов против их воли (крещение младенцев), постоянные попытки "сращивания" с властями (что, практически, происходит сейчас в Россиии), и т.д.

Yamashita: О же ж... И где я живу?:-) И как?:-) Исключительно Милостью Маричи Деви (Мариситэн Босацу)!

Khadro: Ещё о сектах Происхождение понятия Уже в латыни слово secta имело следующие значения: путь, правило, образ действия, мыслей или жизни; учение, направление, школа; ересь, ложное учение; шайка; Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequī — "следовать за кем-то, повиноваться"; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco — "резать, разделять, отсекать". Слово «секта» изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эпоху. Уже в раннехристианскую эпоху оно стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины, а затем сузилось до понятия "ложное учение, ересь". Эти два слова вплоть до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово – “секта” стало обозначать организацию или группу людей, а “ересь” – неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. Отличия от других типов религиозных организаций В (англоязычной) типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквями обычно именуются основные традиционные деноминации (Православная Церковь и отдельные автокефальные церкви, Католическая церковь, древневосточные церкви, Англиканская церковь и некоторые другие). Основные особенности Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие "секта" редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100-200 лет. В то же время надо помнить, что такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется. Вероучительные особенности: Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают, как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам. Различные группы, вышедшие из Православия в XVII-XVIII вв. (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.) именуются сектами, поскольку отвергают многие доктринальные положения православия, в то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции никогда не именуются сектами, поскольку вероучительно ничем не отличаются от других православных церквей. Временная компактность и наличие выдающегося лидера: если само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (см. например, слова первосвященника Анании об апостоле Павле: "Нашедши сего человека… представителем Назорейской ереси" (в других переводах – секты) Деян. 24:5), то основные христианские направления нельзя назвать сектами, так как они как правило формировались в течение долгого времени (хотя формальное разделение часто можно точно локализовать во времени), а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера. То же самое касается автокефальных православных церквей и самостоятельных древневосточных церквей. В то же время многие протестантские деноминации возникли именно как секты (баптизм, методизм, меннонизм, квакеры), поэтому этот термин долгое время употреблялся по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям (но не к самому протестантизму, как целому). Отношение секты и исходной религиозной организации Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией: Секта считает себя частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии – Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило на основе серьезных вероучительных разногласий) – например, мормоны считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией – например, бахаисты. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий Классические секты Секта — религиозная группа или община, сформировавшая, как правило, в рамках определенной религии вокруг выдающегося лидера (пророка, проповедника, ….) или лидеров и склонная к отгораживанию от и противопоставлению себя исходной конфессии. В качестве причины индифферентного или враждебного отношения сект к окружающему обществу и культуре выделяется присущий сектам приоритет внутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественными. Для сект характерны заметные вероучительные особенности, которые, как правило, рассматриваются остальной частью исходной религиозной группы как ложные. Поскольку секта возникает в течение короткого времени благодаря деятельности одного или нескольких человек изначально она является небольшой. Однако впоследствии она может развиться в крупное направление (деноминацию) в соответствующей религии или даже стать отдельной религией. В частности в начале своего возникновения сектами можно назвать многие крупные религии, в том числе христианство (рассматривавшееся иудеями первого века как типичная секта), ислам, буддизм, сикхизм, джайнизм. Новые секты (Новые религиозные учения) В 20-м веке, особенно после Второй мировой войны появилось (и продолжает появляться) огромное количество новых религиозных учений, большинство из которых часто именуются сектами. Одной из главных особенностей этих учений по сравнению с классическими сектами является большая оторванность или даже полная независимость от исходных религий. Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания. На основе этой волны возникло в частности движение Нью-Эйдж. Помимо сект, возникших на основе других религий, и совершенно новых учений, существуют так называемые синкретические секты – сочетающие в себе элементы разных религий (например, секта Као-Дай во Вьетнаме, сочетающая некоторые черты христианства, буддизма и даосизма). Тоталитарные секты Особым случаем сект являются тоталитарные секты — религиозные или псевдорелигиозные авторитарные организации, деятельность каждого члена которых (в том числе финансовая и личная жизнь) полностью контролируется религиозной общиной или её духовными лидерами. Именно понятие "тоталитарная секта" значительно усилило отрицательную коннотацию, распространившуюся впоследствии на сам термин секты. Основные отличия тоталитарных сект от других сект и вообще религиозных организаций касаются не их вероучения (как с другими типами сект), а способов привлечения и удержания новых членов. Среди многих признаков, характерных для тоталитарных сект, наиболее характерны два: непрозрачность внутренней структуры и идеологии и обман рядовых членов. Во многих странах общественными или правительственными организациями разрабатываются специальные списки признаков (checklists), которые должны позволить отличить тоталитарные секты среди множества религиозных групп. Доказать использование перечисленных приёмов в каждом отдельном случае довольно сложно из-за закрытого характера многих сект (не только тоталитарных), поэтому отнесение конкретных организаций к числу тоталитарных сект является предметом острой полемики. Как и для сект в целом тоталитарных сект характерно наличие выдающегося харизматического лидера ("гуру"), хотя для тоталитарных сект такой лидер имеет особую значимость, и оказывает как правило гораздо большее влияние на других членов общины. Провести границу между двумя типами сект — “классическим” и “тоталитарным” – не всегда просто. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем “остепениться” и войти в общественную жизнь. Как правило, тоталитарные секты не долговечны и, по оценке религиоведов, существуют в среднем полтора поколения — пока жив сам «гуру» и пока живы те, кто лично с ним общался. В дальнейшем тоталитарные секты либо исчезают, либо превращаются в обычные секты, которые затем могут развиться в деноминации или отдельные религии. Деструктивные секты Крайней формой тоталитарных сект являются деструктивные секты или деструктивные культы, называемые также секты-убийцы, которые обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей. Имеется свыше десяти сект, случаи самоубийств и убийств членами которых хорошо документированы и, как правило, не оспариваются, среди них такие, как "Аум Синрикё", "Ветвь Давида", Армия сопротивления Господа и другие. Самоубийство является крайней, однако, не единственной формой деструкции личности. Многие современные сектоведы считают деструктивными любые секты, вырывающие адепта из социального окружения и / или мешающие принятому в обществе процессу социализации индивидуума. http://ru.wikipedia.org/wiki/

IAU: Боюсь, все вышеприведенное способно только еще больше запутать неискушеного читателя... Попробуем подытожить: итак, налицо размытость самого определения (любая конфессия может выглядеть "сектой" с точки зрения другой конфессии), заангажированность "сектоведов" (как правило, выступающих с точки зрения конфессии, традиционной для конкретного региона - но, иногда далеко не самой многочисленной - в том же СНГ реальных мусульман гораздо больше, чем "воцерковленных" христиан), очевидное влияние политки и правящей верхушки на вопрос, попытки навязывания обществом своего мнения локальным религиозным группам (т.е., фактическое отсутствие т.н. "свободы воли"), присущая массам высокая степень ксенофобии - вне зависмости от "культурности" и "демократичности" общества (вспомним погормы мусульман в США после "11 сентября"). Все это, в совокупности, не позволяет признать существующие определения "сектантства" скольк-нибудь корректными. Вопрос стоит несоизмеримо глубже. Закономерные процессы интеграции вызывают активное противодействие, проявляющееся в виде реальной "сектарности" - в политике (процесс "дробления" всех "империй" после Второй Мировой, продолжающийся по сей день, внутригосударственный сепаратизм - по религиозному, расовому, этническому, и даже - как в Украине - по культурно-языковому признаку), в экономике (параллельно процессу "слияния" и монополизации, идет и обратный процесс - количество конкурирующих в каждой отрасли субъектов непрерывно растет, "рейдерство", как способ выяснения отношений между соучредителями - давно "норма"), в науке (многочисленные научные "школы" и "направления" давно уже выделились, едва ли , не в самостоятельные явления - со своим "языком", методолгией, и даже "субкультурой"), и т.д. Нивритти - правритти...

Yamashita: to Marjari К сожалению не добрался на означенное мероприятие. Единственно приобрел книгу, которую переводил докладчик - Герман Вирт "Хроника Ура Линда" http://www.velesova-sloboda.org/philosophy/kondratjew-vorwort-ura-linda-chronik-ru.html

vlad_eva: http://grani.ru/Society/Religion/m.124606.html http://about-dvorkin.narod.ru/



полная версия страницы