Форум » Гнозис » Поклонение мощам » Ответить

Поклонение мощам

Khadro: Давно хочу сказать пару слов в защиту христиан;) Многие считают, что поклонение мощам — это чисто проявление их некрофильских инстинктов. Но это не совсем так, в большой степени поклонение мощам — старое гомеопатическое суеверие, симпатическая магия. Вот как это развивалось: (Как было сначала. Библия): К мертвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми. (Иез.44:25) (Небольшая корректировка Слова Божиего): По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. (Преподобный Иоанн Дамаскин, 8 век) Итак, теологическая база под почитание трупов была подведена. Мощи — живые. Только усопшие временно. «Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба». (© Игумен Силуан) Но почитание покойников — это еще не поклонение кускам их трупов. Каковы все-таки истоки поклонения именно таким «живым» мощам? Ну, кроме реализации подавленных каннибальско-некрофильских инстинктов, можем ли мы найти еще объяснение, был ли чисто исторический повод для возникновения таких суеверий? Конечно, был. На самом деле все очень просто. У христиан, как мы знаем, есть такой любимый старый холивар — спор об этом поклонении мощам. Они межконфессионально друг друга троллят этим веками. Ибо с частями мертвых тел, подобно папуасам (и далеко не любым папуасам, надо заметить, подобное приходит в голову), производят различные манипуляции (кусают, например) только католики с православными. Остальные христиане этим не вдохновляются. Вот, например, известный евангелист-проповедник Павел Рогозин (1898-1974) считал, что: Переход от уважения к останкам к поклонению им был лишь делом времени. Он становится тем более понятным, если взять во внимание то духовное состояние церкви: уменьшенное знание Божьего Слова, пошатнувшаяся нравственность, ослабевшая вера в невидимое, уступившая место поклонению и обожествлению “видимого” (фетишизму)... Но Рогозин вряд ли здесь прав. При определенных условиях трупопоклонство могло и вовсе сойти на нет, либо, по крайней мере, не приняло бы таких уродливых форм. Византийский император-иконоборец Константин V Копроним вообще был против почитания мощей. По его указанию был закрыт храм святой Евфимии, а ее мощи выброшены в море. Но вскоре Церковь нанесла ответный удар — Седьмой Вселенский Собор (787 год) постановил, что в мощах живет сам Христос: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Христос, впрочем, по Библии ничего о своем желании обитать в «мертвых костях» (Мф. 23:27) не говорил. Но его туда определением Собора поселили. Здесь интересный момент — как именно почитание покойных со временем перешло в поклонение именно кусочкам мощей? Когда трупы стали разрывать на части, отрубать руки, ноги, пальцы, то есть заниматься расчлененкой? Сам Рогозин решил, что целых мучеников просто уже не хватало: Позже, когда умерщвление за веру во Христа стало явлением редким, мощи мучеников расчленялись и продавались за большие деньги и не только церквям и монастырям, но и частным лицам. Торговля мощами достигла таких извращенных форм и чудовищных размеров, что четвертый Латеранский (название площади в Риме, где находится церковь св. Иоанна; под ее сводами собирались пять вселенских соборов. Здесь и поныне коронуются папы) собор в 1215 г., чтобы прекратить соблазн в церкви, вынес постановление, в силу которого открытие новых мощей и торговля ими не допускалась иначе, как с разрешения самого папы. © Папа, конечно, на самом деле просто монополизировал выгодный бизнес, ну да мы не об этом. Надо заметить, что вопрос традиции разрывания мощей на части не слишком понятен и некоторым православным священникам: «Еще бросается в глаза дробление святых мощей без благословения. Вот лежат мощи подвижника, преподобного или мученика в раке, мы его почитаем, молимся… Так что ж мы его все ковыряем, отрываем кусочки?» © Игумен Исидор (Минаев), настоятель Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Игумен, конечно, не против, ежели по благословлению. Но чувствуется, что исходные исторические предпосылки ему неясны. Даже не спасают пояснения Иоанна Златоуста о том, что святые мощи «от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных». Но часто ли разрывали в былые времена мощи на части, может, был у мощей и другой источник? Ведь и в западной церкви обычай разделения мощей не был распространен до VIII века. Да и потом отнюдь не все его поддерживали. Даже знаменитый св. Франциск Ассизский был специально похоронен последователями и учениками в крипте в нижнем ярусе церкви в Ассизи с замурованным входом специально для того, чтобы тело не растащили по кусочкам по всей Европе. Могилу его нашли, кажется, только в 18 веке. Надо вспомнить, что мощи, согласно христианским суевериям, дают исцеление. Христиане издавна считают, что мощи — лечебные. Магия, так подробно описанная Фрезером, тогда была симпатической. Этакая средневековая гомеопатия. Подобное лечилось подобным. Она традиционно такой, впрочем, и осталась в поклонении святым. От головной боли помогает Иоанн, которому отрубили голову, от грудной болезни лечит святитель Димитрий, сам от нее и скончавшийся, от грыжи — великомученик Артемий, который был «придавлен огромным камнем, отчего у него выпали внутренности» и т.д. http://absentis.livejournal.com/78187.html#cutid1

Ответов - 0



полная версия страницы