Форум » Азия и Дальний Восток » Дзен. Первое касание » Ответить

Дзен. Первое касание

Marjari: Мое первое прикосновесние к Дзену имеет образ притчи, однажды отозвавшейся в сердце: Дзенский мастер шел по рынку и сказал: - Жизнь прекрасна! Ему возразил торговец: - Это все не так. Я работаю с раннего утра до позднего вечера, мало зарабатываю и все время устаю. Моя жена уродина, и у меня двое сыновей дураков. На что Мастер ответил: - Да, ты прав! Твоя жизнь дерьмо! С Вашей помощью мне бы хотелось более детально узнать, что же представляет собой Дзен, каковы его методы и цели? Буду искренне Вам признательна за предоставленную мне возможность познания без "спама"!

Ответов - 8

IAU: Страшный вопрос - т.к., на него полагалось бы, дать "дзенский ответ"... Тем не менее, начнем с "общечеловеческого" понимания. Формально - Дзен - это разновидность буддизма Махаяны ("Большой Колесницы"), появившаяся в Китае (Чань), впоследствии, получившая распространение в Корее (Сон), Вьетнаме (Тхиен), и в Японии (собственно, Дзен). Все эти названия - местное произношение санскритского слова "дхьяна", т.е., "размышление, обдумывание, созерцание". При этом, фактически, вся практика Дзен направлена на то, чтобы все эти "размышления" и "обдумывания" прекратить - результатом чего является состояние "не-ума", "безмыслия" (по сути - прекращение "викальп", или "ментального коструирования", концептуирования). Доктрина Дзен делает упор на достижении состояния самадхи любыми путями - при этом вход идут любые способы "де-вербализации" мышления, от длительного безобъектного сосредоточения в положении сидя (дзадзен), до заведомо нерешаемых задач (коан) и диалогов на очень высокой скорости, когда обдумывать ответы невозможно (мондо), и многое другое. Можно сказать, что "инструментарий" Дзен не ограничивается ничем - так же, как и сама доктрина Дзен не может быть уложена в какие-то рамки дискурса. С точки зрения Дзен, само существование "суждений" о чем бы то ни было, является ограничивающим фактором, лишающим не только свободы воли, но и свободы сознания. При этом, "ключом" к искомому состоянию свободы может быть все, что угодно - мысль, предмет, явление - главное, чтоб оно "выбивало" из привычного дискурсивного мышления в "состояние Дзен" - без концепций, без оценок, без ассоциаций, простое "ненапряженное и неослабевающее присутствие". КАТЦ!

Marjari: Благодарю Вас один вопрос: а не формально?

IAU: один ответ: а КТО спрашивает?


IAU: Типично дзенский текст - может, он ответит на Ваш вопрос: ...Однажды Шри Япутра одиноко сидел в зале для медитаций, сосредоточенно растирая какао-бобы для предстоящей какайной церемонии. Нефритовый пестик исступленно долбил недра драгоценной яшмовой ступки. Неожиданно, дверь зала распахнулась и на пороге возник старший ученик по имени Маха Кашляпа. - Учитель, объясните мне природу ума! - возопил он. - Спроси об этом у столба во дворе, - буркнул в ответ Шри Япутра. Маха Кашляпа поклонился и вышел. Облегченно вздохнув, Шри Япутра вернулся к своему сосредоточению. Через минуту в дверном проеме снова возник силуэт старшего ученика. - Но Учитель! Во дворе нет никакого столба! - озадаченно отметил Маха Кашляпа. - Теперь ты понял!? - заорал Шри Япутра и запустил в него шлепанцем. Наутро забор вокруг храма украсился свежей надписью: “Шри Япутра – дурак!” “Сам дурак!” - довольно ухмылялся Шри Япутра. Автор неизвестен...

Marjari: Спасибо

Marjari: Скажите пожайлуста, какое место в Дзен занимает "Путь Чая"?

Amina: Имхо, такое же как и "Путь не-Чая".

vlad_eva: Какая кошмарная притча!!! Если начинаешь над ней думать, то становится физически не по себе ! Просто аж передергивает!!! Уважаемый IAU, а можно еще одну, для проверки ощущений?



полная версия страницы